Сможет ли краудсорсинг вытеснить с рынка небольшие дизайн-студии?

Бизнес
Это был очень крутой опыт для нашей компании. Мы никогда даже не могли подумать, что сможем получить 400 разных вариантов нашего будущего логотипа от 140 дизайнеров. Мы на все 100% довольны полученным результатом!
— это отзыв клиента из проекта Finansoft, оставленный на площадке DesignContest, где проводят краудсорсинговые конкурсы в области графического дизайна.
Действительно, такой опыт восхищает клиентов в 9 из 10 случаев и каждый третий клиент потом приходит за новым конкурсом в ближайшие полгода.

Что же такое краудсорсинг? Это ситуация, когда сразу много людей, работающих в разных компаниях, городах и странах, обладающих разными навыками и опытом, часто совершенно несвязанных между собой, работают над одной конкретной задачей. Краудсорсинг может быть в области графического дизайна, поиска наиболее удачного названия для проекта, озвучки видеороликов, создания концепции для нового ПО или тестирования продукта. Такие крупные игроки как Аэрофлот и Сбербанк уже сегодня используют краудсорсинг, чтобы собрать идеи для улучшения сервиса, другие компании проводят конкурс идей на создание логотипа и слогана “Туристский бренд России” или для поиска наиболее удачного названия для новой платежной системы федерального уровня.

Бизнес: Сможет ли краудсорсинг вытеснить с рынка небольшие дизайн-студии?
Краудсорсинг как способ решения проблем реализуется в одной из 4 форм:
  • проведение конкурса (например, на дизайн логотипа/сайта, слогана, обложки для cd-диска или книги)
  • объединенное сотрудничество (например, открытый код Linux позволяет программистам работать с ним и создавать новые программные продукты для решения частных проблем, которые, затем, выкладываются в общий доступ)
  • открытый рынок труда (такой, как freelance, oDesk, elance, где можно найти и выбрать конкретного исполнителя для определенной задачи, не ограничиваясь географическими рамками)
  • создание открытого рынка товаров вокруг какой-либо технологии или платформы (например, платформа iTunes, работающая вокруг продукции Apple, создает просто гигантский массив новых приложений и пользовательских подкастов со всего мира)
У каждой из этих форм есть своя специфика и свои задачи, которые лучше всего решаются именно этим способом.
В области дизайна самой популярной и простой формой является проведение конкурсов, поэтому рассмотрим их подробнее.

Как проходит конкурс на дизайн на краудсорсинговой площадке?
Заказчик определяет конкретную проблему, какой дизайн им нужен и для чего, определяет уровень вознаграждения и в течение определенного периода времени (неделю, две, три) рассматривает все варианты, которые предлагают дизайнеры. Как правило таких вариантов более 50 от разных дизайнеров. Когда заканчивается срок конкурса, закзачик выбирает одного победителя, который забирает вознаграждение.

Почему клиенты часто выбирают именно краудсорсинг как способ получения дизайна?
  1. Заказчик, который запустил конкурс, сразу видит конечные варианты логотипа/визиток/лендингов, которые предлагают дизайнеры. Эти варианты уже можно показывать коллегам или начальству, думать, что можно в них добавить или улучшить.В итоге заказчик выбирает конкретный дизайн, созданный именно для него и под конкретную задачу, а не пытается найти “своего” дизайнера по портфолио и отзывам.
  2. Заказчик платит за проведение одного конкурса, в котором принимает участие в среднем 30-40 дизайнеров со всего мира, каждый со своим стилем и опытом. Нанять 30 хороших дизайнеров-фрилансеров по отдельности, чтобы они предоставили вам свое видение вашего логотипа, стоит примерно в 30 раз дороже, чем провести один конкурс. А в дизайн-студии для вас будет работать 1, максимум 2 дизайнера со своим привычным стилем. Вероятность “попасть” именно в тот дизайн, который вам нужен, у краудсорсинговой модели гораздо выше.
  3. Когда вы проводите конкурс, то полностью контролируете сроки, в которые получите дизайн и не страдаете от “завтра”, “вечером”, “наш менеджер сейчас немного занят, перезвонит вам позже”. Проведение конкурса строго ограничено во времени и мотивирует дизайнеров присылать все раньше срока, чтобы успеть обсудить “хотелки” клиента. Скорее, дизайнеры теребят клиента “посмотри, как тебе такой вариант? а вот если сделать меню прозрачным?”, а не клиент закидывает вопросами фрилансера или дизайн-студию “ну когда уже будет готово?”.
  4. Несмотря на то, что в результате конкурса вы как клиент выберете только один вариант дизайна, все остальные будут у вас перед глазами и дадут четкое понимание, что вам нравится, а что нет и точно “не сработает”.

Для каких задач дизайн-конкурсы работают лучше всего?
  • Для решения креативных задач, для которых не существует единственно правильного решения, где важен разброс мнений, большое количество вариантов. Именно поэтому самые популярные конкурсы на подобных площадках это конкурсы на дизайн логотипа, посадочной страницы или баннера.
  • Когда не очевидно, какой именно опыт/навыки исполнителя приведут к наилучшему результату. Самые интересные варианты получаются часто не у тех специалистов, которые десятки лет работают в определенной сфере, а на пересечении смежных областей. Например, самый крутой дизайн майки для участников боксерского клуба может сделать человек, увлекающийся уличными видами спорта.
  • Когда критерии принятия решения очень субъективны, на уровне “нравится — не цепляет”. При оценке 2-3 вариантов однотипного дизайна логотипа всегда найдется участник команды, которому не нравится ни один из предложенных вариантов. При оценке 40 вариантов можно найти компромисс.

Для задач, в которых есть жесткие рамки, в которые должен вписаться дизайн, брендбуки и гайдлайны — краудсорсинговая модель работает менее эффективно, т.к. в этому случае не получится использовать на все 100% креативный потенциал модели.

Если вы до сих пор переживаете о том, какие результаты можно получить на выходе при проведении такого конкурса — посмотрите на пример ниже. 179 вариантов дизайна логотипа от 83 разных дизайнеров. Это правда стоит того, чтобы попробовать.

Бизнес: Сможет ли краудсорсинг вытеснить с рынка небольшие дизайн-студии?

Десять лет назад краудсорсинговые платформы в области дизайна только начинали свои историю. Сейчас краудсорсинг становится мейнстримом, и если вы не готовы получить все выгоды от этой модели — то ваши конкуренты точно захотят это сделать, используя одну из наиболее известных площадок: Designcontest, 99designs, DesignCrowd.
Главная причина такого роста интереса клиента к подобным платформам — платишь столько же, сколько и при работе с небольшой дизайн-студией, а в результате получаешь в 20-30 раз больше вариантов работ на выбор. Именно поэтому в тех областях, которые требуют творческого подхода и разнообразия вариантов (логотипы, баннеры, посадочные страницы) — краудсорсинговая модель может вполне вытеснить небольшие дизайн-студии в ближайшие пару лет.

0 комментариев

Оставить комментарий